День работников автомобильного транспорта, или просто — День автомобилиста, отмечается в России и ряде стран постсоветского пространства ежегодно в последнее воскресенье октября.
Без преувеличения можно констатировать, что история наземных транспортных средств началась с изобретения колеса. Но менялись времена, ускорялся ритм жизни, и сейчас нам уже никак не обойтись без автомобилей, автобусов, троллейбусов — транспорт играет в нашей повседневной жизни все большую роль.
К началу ХХ века на российских дорогах набралось 13-14 тыс. автомобилей и 4-5 тыс. мотоциклов.
Одним из первых автомобиль в г. Шадринске появился у городского Головы В.Я. Мокеева, правда на нем в основном разъезжал его сын Яков. Сам же Василий Яковлевич предпочитал ездить на простой телеге. “Самобеглая” коляска также был и у купца Г.А. Моисеева.
Из воспоминаний Андрея Дмитриевича Уварова, с. Маслянское: “Воскресенье, еду с пашни, кони напугались – навстречу автомобиль Мокеева. Рванулись они через поля на р. Исеть, перебрались на другой берег. Напужал он крепко коров. Сельчане пожаловались в Пермь, пришлось купцу уплатить крестьянам за причиненное беспокойство животным”.
Косвенно к автотранспорту имел отношение и писатель-путешественник К.Д. Носилов – он разрабатывал проект автомобильных экскурсий по Уралу.
Позже, на английском ролс-ройсе, модель “Серебряный дух”, ездили шадринцы Александр Катков – владелец золотого магазина, Д.С. Силин, а за рулем – Евгений Игнатьевич Друцко.
Из Екатеринбурга наезжали купеческие братья Злоказовы: у них была машина ярко-фиолетового цвета на дугообразных рессорах. Могла ехать со скоростью 10-15 верст в час под громкую канонаду газовых выхлопов.