Про три дома, где все просто и знакомо…
(ул. Орджоникидзе №№ 1, 3 и 5)
На западной окраине города, вдоль территории Автоагрегатного завода протянулась ул. Орджоникидзе (до 10.04.1964 г. 1-й Фабричный переулок). Свое название она получила в честь Григория Константиновича Орджоникидзе, партийное прозвище Серго, одного из крупнейших руководителей партии и Советского государства. Известен тем, что поднял промышленность СССР до невиданных высот.
Дома по ул. Орджоникидзе №№ 1, 3 и 5 были сданы в эксплуатацию в одном 1959 году и построены для трудящихся ШААЗа «силами рабочих», иными словами хозяйственным способом – нестроительная организация (заказчик) выполняет строительно-монтажные работы для собственных нужд своими силами без привлечения других подрядных строительно-монтажных организаций. Заказчиком и производителем строительно-монтажных работ при хозяйственном способе является одно и то же юридическое лицо. Государству в те годы было важно обеспечить население отдельным дешевым жильем в сжатые сроки. В Шадринске, как и по всей стране, в 1950-60-е гг. шло бурное строительство, строительные организации были обеспечены работой по городскому заказу на годы вперед, поэтому хозспособ поощрялся, был очень популярен и востребован.
Ул. Орджоникидзе, 1. Строительство было начато в 1958 г., о чем писали в газете «Шадринский рабочий» от 9 февраля 1958 г.: «…коллектив арматурного цеха развернул строительство 24-квартирного жилого дома. Здесь трудится большая группа рабочих, в основном будущих жильцов этого дома… Коллектив… взял обязательство, закончить стеновую кладку первого этажа дома к 16 марта (выборы в Верховный Совет СССР)». В конце января 1959 г. дом был сдан в эксплуатацию.
Паспорт дома: жилой, 2-этажный, общая площадь всех помещений 768.90 кв. м. Тип дома: многоквартирный, жилых помещений – 24. Серия, тип постройки: блочный. Тип перекрытий – смешанные. Материал несущих стен – блочные. Квартиры в этом доме 1 и 2-х комнатные.
Ул. Орджоникидзе, 5. Сдан в эксплуатацию в середине 1959 г. Газета «Шадринский рабочий» № 76 от 24 июня 1959г. опубликовала заметку: «Новоселы довольны», в которой читаем: «Коллектив автоагрегатного завода, наряду с хорошими производственными показателями по выполнению шестимесячного производственного плана, одержал еще одну трудовую победу. Ко дню открытия Пленума ЦК КПСС сдан в эксплуатацию 16-квартирный жилой дом. В эти дни шестнадцать семей рабочих литейного и радиаторно-прессового цехов отпраздновали новоселье в благоустроенных квартирах».
Паспорт дома: жилой, 2-этажный, общая площадь всех помещений 518.70 кв. м. Тип дома: многоквартирный. Жилых помещений – 16. Серия, тип постройки: блочный. Тип перекрытий – деревянные. Материал несущих стен – блочные.
В доме было: 3-х комнатных квартир – 4 (три из них коммунальные), 2-х комнатных – 4, остальные полутора и однокомнатные. «Полуторками» называли однокомнатные квартиры большей площади с кладовкой. В квартирах на первых этажах был оборудован подпол.
Ул. Орджоникидзе, 3. Отличается от двух предыдущих домов планировкой – полу гостиничного типа. Каждая семья жила в отдельной однокомнатной квартире на одном коридоре с общей кухней на 6 квартир. С торцов здания были дополнительные выходы.
Паспорт дома: жилой, 2-этажный, общая площадь всех помещений 840.40 кв. м. Тип дома: многоквартирный дом. Жилых помещений – 31. Серия, тип постройки: блочный. Тип перекрытий – деревянные. Материал несущих стен – блочные.
Эти дома с малогабаритными квартирами не отличаются архитектурными изысками: четырехскатные крыши, балконы, слуховые окна.
Оконные рамы в этих домах – двух, трех и четырех частные, с двумя створками из цельного деревянного бруска. В более позднее время их делали уже из клееного дерева. Использовалась универсальная фурнитура. Она не очень красива внешне, но прекрасно справлялась со своей задачей. Кроме того, заменить ее было проще. Все это позволяло вставлять и ремонтировать окна своими руками, без особых усилий и специальных знаний, осуществлять замену разбитого или треснувшего стекла самостоятельно. Это логично: ведь дома строились силами рабочих. Тем не менее, эти деревянные рамы большой прочности, служат многим до сих пор, хотя и непривлекательные на вид. Старые деревянные рамы в нашем городе – исчезающий вид. Постепенно их меняют на конструкции из металлопластика.
Во всех трех домах благоустройство заключалось в отоплении и электричестве. В домах № 1 и 5 стояли двухкомфорочные кирпичные плиты, в доме № 3 готовили на примусах. Кирпичные плиты со временем разобрали и на их месте появились газовые плиты с баллонами. Кстати, таким баллонным газом жители этих домов пользуются до сих пор.
За водой ходили на колонку, которая находилась между домами № 1 и 3. Позднее в дома была проведена вода и канализация, установлены раковины и санузлы. Но возможности поставить ванну не было из-за малогабаритности квартир, мыться ходили в общественную баню.
По выходным стирали белье, летом многие делали это прямо во дворе. Затем загружали белье на тележку и везли полоскать его на озерцо на месте бывшего СПТУ-14 (сейчас школа №16), либо ходили на озеро, на месте лицея №1.
Во дворе стояли деревянные туалеты, у каждого дома свой. За чистотой туалетов следил жилищный отдел (чистилась выгребная яма, все обрабатывалось хлоркой).
Все три дома объединялись общим двором. У каждой семьи было по деревянному сараю, располагавшемуся напротив домов №№1 и 3. У некоторых в сараях стояли мотоциклы и мопеды. А в одной даже находился огромный ткацкий станок, за которым бабушка ткала половики. Со временем на их месте были построены гаражи.
За сарайками проходила тропинка, ведущая к проходным завода, стоял стол, за которым летом мужчины играли в домино и карты, а женщины на нем же стирали половики. Когда разбирали печи, то жители наперебой подбирали этот кирпич, его использовали для личных нужд. Вообще стройматериалами по тем временам не разбрасывались, так как их сложно было купить. Можно было выписать в деревообрабатывающем цехе ШААЗа доски, но опять же возникала проблема с вывозом.
В конце 1960-х гг. в этих домах бригада ЖКО провела капитальный ремонт: покрасили стены в подъезде, побелили в квартирах.
В те годы большое внимание уделялось благоустройству города. Придомовые территории озеленяли сами жители: высаживали молодые клены и яблони, которые с годами превратились в большие деревья. За чистотой двора следили сами, дворника не было. Регулярно проводились субботники.
Примерно в 1965-1966 гг. с торца третьего дома появилась беседка, вокруг нее посадили сирень. По праздникам в ней устраивали застолья, общались, пели песни под баян.
Напротив дома № 3 на лето ставили теннисный стол. На весь двор был лишь один комплект ракеток.
Если у кого-то был велосипед, то катались всем двором, кто не умел – учили. Катались по аллее из акаций, которая находилась за домом № 5 (сейчас там пустырь). Очень популярным среди дворовой ребятни было ранней весной въехать в нерастаявший сугроб на велосипеде.
Вообще, что касается детей, то у них была очень интересная и насыщенная жизнь. Летом сотрудники ДК ШААЗ организовывали дворовые площадки, с детьми проводились игры, ходили на экскурсии по городу. Играли в «Стрелы» (другое название игры «Казаки-разбойники»), бегали босиком по лужам, после дождя играли в «Блинчики» (для этого подходила любая лужа). Зимой, не без помощи взрослых, строили горку. Как весело было с нее кататься! Если рядом находилась стройка, то, конечно же, вся дворовая жизнь переносилась туда – бегали по плитам, играли в «Ляпы».
Напротив второго подъезда пятого дома была песочница, и каждый год весной привозили целый самосвал песка (за сезон песок растаскивался жителями для своих нужд). Какое это было событие для дворовой ребятни! Их невозможно было вытащить из песочницы: всем двором строили огромный замок.
Ребята жили дружно, играли все вместе и старшие, и младшие. И на учебу ходили тоже всей гурьбой, потому что учились в одной школе № 14 (в настоящее время ДЮСШ).
Над детьми не было тотального контроля, им предоставлялась свобода действий. Не разрешали бегать только по крышам сараев. Зато ранней весной ребятам доверяли сбрасывать снег с их крыш, что они и делали с особым энтузиазмом.
На лошади приезжал старьевщик, собирал тряпье, макулатуру на обмен товара, за деньги точил ножи. На обмен предлагались дефицитные, по тем временам, товары – душистое мыло, капроновые чулки и др. А детей особо восхищал шарик со свистком. Заиметь такой считалось пределом мечтаний.
Затем старьевщик перестал ездить по дворам, появился пункт приема макулатуры на обмен художественной литературы (во дворе дома по ул. Ст. Разина, район детской художественной школы).
Эти дома объединял не только общий двор, но и атмосфера радушия, доброты, не было озлобленности. Люди радовались жизни: что живут в собственных квартирах, что удалось «достать» диван или купить сервант, что ребятишки подрастают. Жили очень дружно, запросто ходили друг к другу за солью или спичками. Летним вечером собирались во дворе поговорить, пообщаться. Ребятишки ходили по квартирам «показывать концерты» – им были очень рады, иногда «артистам» перепадало что-нибудь сладкое, конечно же, они были очень рады.
Своими воспоминаниями поделилась одна из коренных жительниц дома №5 и его ровесница.
#ШадринскийКраеведческийМузей#МузейШадринск#Шадринск#ЗнаетеЭтотДом