“Поверия и праздника Шадринского уезда”
Первые русские селения в Зауралье возникли во второй половине 17 века по рекам Исеть, Миасс, Тобол и их многочисленным притокам. Значительную роль в формировании старожильческого населения области сыграли переселенцы Поморья.
Переселенцы старались сохранить традиции тех мест, откуда прибыли: справляли свадьбы, пахали, сеяли, справляли календарные и религиозные праздники.
Престольный (годовой) праздник ждали целый год. Заранее готовились. Знали – пришёл черёд встречать гостей.
С самого раннего утра открывали ворота. Гостей встречали по состоянию родства и важности: на крыльце или у входа на крыльцо, а самого дорогого гостя встречали у ворот. Мужчины, сняв шапки, пожимали друг другу руки, а женщины брали друг друга за руки и целовались. Дети ждали «подорожники» – сладости и именинные подарки. Гости входили в горницу, хозяева входили последними.
Самого почётного гостя усаживали в « красный» угол, остальные гости, зная порядок, садились по степени родства. Детей за стол не садили. Ребятишки забирались на полати и смотрели, как родители угощают гостей.
Далее предлагалось отведать приготовленные праздничные блюда: пироги, кашу, сдобу, квас.
Потом наступало время беседы: говорили об урожае, о ценах на хлебе, о здоровье близких. Пели проголосные застольные песни.
Во многих сёлах Шадринского уезда был обычай – запоздавшему почётному гостю обязательно делали перемену блюд: всё со стола убирали и ставили новое угощение.
Погостив в одном доме, гости отправлялись в другой. Так гостевали, пока не обойдут всех родственников.
У праздника была и деловая сторона. В каждом селе проводилась ярмарка и была возможность купить или обменять товар, договориться о найме на работу, купить подарок родственникам, покататься на карусели, принять участие в играх.
Особо готовились к календарным праздникам: Зимним святкам, Масленице, Зелёным святкам (Троице). Здесь можно было показать свою удаль в играх, умение играть на гармошке или балалайке, показать свой выход в пляске, пении частушек, посмотреть новые наряды и себя показать, сделать выезды на лошадях – показать свой достаток.
Чтили и аграрные праздники: Засевки, Отсевки (Борозда), начало сенокоса (Петров день), Зажинки (Ильин день), Дожинки.
В каждой деревне был свой заводила, чудак, плясун.
Для молодёжи эти праздники имели особое значение: можно было познакомиться с девушкой или парнем из соседнего села, а там глядишь и свадьбу сыграть.
Праздники были своеобразным ориентиром, вехой, которая регламентировала хозяйственную деятельность крестьян, давала им возможность общения с миром, служила рычагом в воспитании молодёжи, развивала творческие и начала отдельного человека, способствовали созданию семьи и были тесно связаны с церковным праздничным календарём.