Досуг и развлечения горожан начала ХХ века
Сегодня, в рамках проекта «Историческая суббота» мы с Вами поговорим о некоторых видах досуга и развлечений горожан.
Гостеванье
Источники свидетельствуют, что на всем протяжении XVIII-начала XX вв. во всех городах Урала и Зауралья, одним из самых распространенных способов препровождения свободного времени было гостеванье. Званые приемы устраивались, как правило, по праздникам — семейным, календарным, храмовым, государственным. В богатых купеческих и чиновных домах гостей созывали также по случаю приезда важных должностных лиц, известных путешественников, ученых или каких-либо других чрезвычайных событий: удачной сделки, получения очередного чина, почетного звания, награды и пр.
Гостеванья проходили как по приглашению, так и без него. Постоянно бывая друг у друга, представители местного «высшего» общества тем самым выражали взаимное уважение, отдавали должное чести и достоинству хозяев. К некоторым горожанам каждый день приезжало множество гостей, которые в положенный час обедали, играли в карты, пили чай и после ужина поздно вечером расходились по домам. Зачастую, радушные хозяева иногда не знали, сколько ждать гостей, но всегда готовы были их принять. С раннего утра и до позднего вечера у них кипел самовар.
Количество гостей многократно увеличивалось в дни праздников. В это время, накрывали большой стол со всевозможными яствами, чтобы гости отведали того, «что Бог послал». Гостей принимала в основном хозяйка дома, поскольку хозяин, празднично одетый, сам с утра отправлялся в гости. Гости, больше купечество, приезжали, садились, обменивались праздничным новостями, закусывали и… ехали дальше, а на их место появлялись новые. Так длилось часов до четырех-пяти. В числе обязательных приглашенных были священники городских церквей.
Гостей встречали в сенях, либо на крыльце. Хозяин дома встречал всех гостей и помогал раздеться, а хозяйка рассаживала гостей. Войдя в комнату, гость (или гостья) произносил молитву и кланялся – сначала находившимся в переднем углу образам, а затем «на все стороны гостям». Угощение за столом происходит следующим образом: хозяин дома предлагает мужчинам по первой рюмке вина, а хозяйка предлагает женщинам либо какой-нибудь легкий алкогольный напиток, либо морс. Ни один из гостей не принимает первой рюмки до тех пор, пока хозяева не поклонятся ему по нескольку раз. Принять напиток с первого раза считалось плохим тоном, ведь хозяева могли счесть такого человека бесстыдным или пьяницей. Обнеся вином, подают кушанья; сначала горячее: щи или похлебку, жаркое, затем пироги, а в конце трапезы – сладкое, пирожные или пряники с чаем. Это было знаком гостям, что обед подходит к концу (собственно, данная традиция сохраняется и по сей день). Обычно обед продолжался с трех до семи часов, а ужин с восьми до одиннадцати.
Вечёрки
Вечёрки были одной из излюбленных форм досуга не только в деревне, но и в городе. При этом вечёрки сводили вместе представителей разных слоев городского общества: и чиновников, и интеллигенцию, и мещан. Купцы устраивали вечёрки очень редко. На вечёрках, зачастую веселилась не только молодежь, но и старшее поколение. Устроителями вечёрок были как хозяева, имевшие взрослых детей, так и сами молодые люди. Начиналась вечерка с угощения: подавались чай и вино, затем – около 7-8 часов вечера – ужин. После ужина пожилые уходили в другую комнату, где мужчины играли в карты, а женщины обсуждали городские новости. Молодежь на вечёрках развлекалась играми и песнями.
Игры и пляски молодежи сопровождались, как правило, поцелуями. Игры на городских вечерках были в основном теми же, которыми забавлялись и сельские парни и девушки. Но, при этом существовали игры, бытовавшие только в городской среде. О городских играх узнавали от родственников из больших городов в ходе переписки, либо после посещения оных. Популярны были игры «рифмы», «почта», «фанты».
Игра «Рифмы»
Играющие садятся в круг. Один из играющих бросает кому-нибудь платок и одновременно произносит слово, а другой должен поймать платок и отвечать в рифму — и так по кругу. Чем труднее загаданное слово, тем неожиданнее и смешнее получается рифма.
Игра «Почта»
Всем участвующим в этой игре дается по кусочку бумаги, на котором каждый пишет какой-нибудь вопрос. Эти бумажки кладутся в шляпу и перемешиваются, затем каждый из играющих поочередно вынимает по одной бумажке и, не читая вопроса, пишет на оборотной стороне ответ, после чего складывает бумажку в другую шляпу. Когда все ответы написаны, бумажки вынимают и читают вслух вопросы и ответы – несочетания вопросов и ответов становятся каламбурами.
Игра «Фанты»
Самая популярная игра на любом празднике были «фанты». Она сохранилась и до наших дней. По правилам игры каждый из играющих кладет в шляпу какую-то личную вещь (фант). Ведущий с завязанными глазами вынимает фант и со словами: «А этому фанту велю…» – и дает его владельцу самые разные задания: петь по-петушиному, прыгать на одной ноге и тому подобное.
Музыкальные, литературные, театральные вечера
В среде интеллигенции в начале ХХ в. регулярно устраивались вечера, где читались литературные произведения, научные рефераты и сообщения, исполнялись музыкальные пьесы, ставились театральные постановки.
В доме действительного статского советника Диева В.И. собирались студенты, они устраивали любительские музыкальные концерты.
Бал-маскарад, карнавал
Костюмы поражали великолепием. И немудрено – за лучшие полагались подарки. Иногда шадринцы брали их на прокат в парикмахерских. По воспоминаниям жительницы г. Шадринска Сухановой-Делимовой М.Н. на одном из масленичных карнавалов были костюмы летучей мыши и краба (он, бедный, пролежал весь вечер на полу и только шевелил «клешнями»). Призы назначались также за лучший танец, за лучшие театральные сценки, организованные экспромтом той или иной группой гостей.
Ёлки для взрослых с балами, маскарадами с середины XIX века устраивались в больших залах: например, в залах купеческого и дворянского собраний, клуба Приказчиков (современное здание ШДТ). На этих вечерах устраивались лотереи, базары с благотворительной целью (в пользу престарелых актеров, по борьбе с туберкулезом – «белый цветок» и проч.).
Кинематограф
К новым видам развлечений, быстро вошедших в привычку зауральских горожан в начале XX в., относился синематограф. Во многих городах для показа фильмов были открыты специальные «электротеатры». В Шадринске, например, под частный электротеатр приспособили один из купеческих кирпичных амбаров (1910 г.). Городская управа дала на это разрешение при условии — не демонстрировать «безнравственных» кинофильмов. Почти одновременно по инициативе Шадринского общества взаимопомощи приказчиков начались киносеансы в помещении местного цирка. После того, как у Общества появилось собственное здание, в него переместился и общественный кинематограф. Недостатка в зрителях не было – кинематограф в первую очередь привлекал так называемые «широкие слои» городского населения: ремесленников, обслугу, рабочих, служащих, учащихся. Шадринское общество взаимопомощи приказчиков от проката фильмов получало в год несколько тысяч рублей чистого дохода (за вычетом сумм, которые шли на оплату проката, жалованье демонстратору, таперше, машинисту, расклейщику афиш, кассиру и контролерам).
Одним из самых любимых развлечений горожан были пешие прогулки по центральным улицам города. Зимой, после посещения храмов, прогуливались по улицам города целыми семьями, обмениваясь со знакомыми новостями. Весной ходили смотреть ледоход, а чуть позже – разлив реки Исеть. Для гимназистов и гимназисток это был “запретный плод”, так как праздное гуляние по центру города уставом им было запрещено.
Недалеко от города располагались пригородные дачи на Городище и в Ключах. На Городище можно было добраться на лодках по р. Исеть. На дачах также катались на собственных рысаках.
Катание на лошадях
Выезжали из дома все, у кого был хоть какой-нибудь конь: купцы щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, за ними летели служивые люди и мастеровые на санях попроще, устланных овчиной и расписными платками, бубенцами и колокольчиками, с гармонями и плетеными корзинами с угощением, а вслед им неуклюже, но гордо, скакали крестьянские лошаденки, украшенные разноцветными атласными ленточками и бумажными цветами.
Катание на велосипедах
В начале 20-го века в летнее время у зажиточных горожан: купеческих детей, чиновников, учителей и учащихся, входит в моду катание на велосипедах. Велосипед в Шадринске появился в начале ХХ века. Торговал ими Хамкин Илья Тарасович, магазин которого находился по улице Николаевской. Катались на ипподромах, расположенных на Ильинской площади и около первой горбольницы, а также по улицам города. Часто проводили соревнования среди велосипедистов города.
Катание на лодках
В летнее время любимой формой проведения досуга горожан и особенно молодежи было катание на лодках, иногда с устройством загородного пикника. Пикники принимали иногда большой размах и не ограничивались чаепитием из самовара: приглашался оркестр, готовились вина, закуски, устраивались танцы. Шадринцы в основном устраивали пикники в районе загородных дач на Городище.
Кулачные бои, как массовая народная забава, были популярны во время масленичной недели, особенно среди купеческого сословия. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего («лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся — третий не лезь), бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» или «один на один». Команды составлялись по признаку социальной или территориальной общности участников. Друг с другом иногда бились жители противоположных концов города. Проводились и индивидуальные бои-поединки для любителей. Подобные развлечения иногда проводили либо в городском саду, либо на льду реки Исеть.
Конечно, это не полный список развлечений и проведения досуга горожан, но, безусловно самые популярные.