Большую часть своей жизни я прожил в Шадринском крае: или в Шадринском крае или в самом Шадринске. Мне часто выражают сожаление, что я «кисну в глуши». Меня почти обижают этим: точно уголок, в котором я живу, – не уголок моей великой Родины! А краевед нигде и никогда не закиснет, тем более собиратель устного творчества своего народа.
Музей – это не кунсткамера, куда собирают без разбору всякие диковинки, не говорящие ни уму, ни сердцу. Подлинный музей есть в одно и то же время собрание и старого научного материала, и разных пособий. Это серьезнейшее учреждение, являющееся одним из главных средств культурного развития народа.
«Собрать, сохранить и описать»
Кто хочет знать историю и быт народа, должен, прежде всего, изучать его язык. Это ключ к пониманию души народа, его прошлого, его чаяний на будущее…
«По нашему представлению, Шадринское научное хранилище должно, прежде всего, являться строго научным учреждением, своего рода краевой академией наук»
«Да, и кроме того, взятое на память – достояние одного человека, а записанное, да еще и с соблюдением всех правил, – уже достояние всех».
Не только «простые люди», но и, казалось бы, высококультурные, спрашивают, что заставляет меня тратить силы и средства на создание хранилища культурных ценностей: награда, что ли, почести? Сначала меня это обижало, а потом только с улыбкой махал рукой, приговаривая в ответ: «Дурная голова ногам покою не дает».
Голова и руки человека обычно требуют увлекательной работы: без увлечения – не человек, а прозябатель. Если работа спорится, она доставляет огромное удовлетворение – в этом секрет всего!
Изучение окружающего, пусть даже оно не будет родным, есть источник высоких наслаждений.
В.П. Бирюков
#Цитатник #Шадринск #краеведческиймузей #основатели