Сегодня, мы поговорим о связи А.С. Пушкина и г. Шадринска. «Какая здесь связь?» – спросите Вы. Ну что ж, обратимся к источникам!
В «Шадринской энциклопедии» под редакцией С. Б. Борисова, представляющей собой комплексное собрание информации по самым разнообразным темам, есть следующие сведения о г. Шадринске и А. С. Пушкине:
Ул. Пушкина – название улицы в Шадринске (с 1955 г.). О 1988 г.: «В непогоду улицу Пушкина заливает. Как из автобуса выйдешь, так только по досочкам и кирпичикам до сухого островка и доберешься» (Все проходят мимо // Шадринский рабочий, 1988, 29 июля. – с.3)
Пушкинский музей – располагался в здании Волковского училища (современный адрес: на углу улиц Пионерской и Володарского).
В. Н. Иовлева в статье «Знаете ли вы свой город?», опубликованной в 1979 г. в газете «Шадринский рабочий» писала: «Музей был организован в память 100-летия со дня рождения великого поэта. Это был педагогический музей, способствовавший учительскому самообразованию и пропагандировавший наглядное обучение. В здании Волковского училища было начальное трехклассное училище для мальчиков».
И. М. Гаев в 1998 г. писал: «В 1904 г. Шадринское земское собрание обратилось в Министерство просвещения с просьбой открыть в городе педагогический музей им. А. С. Пушкина. Устав музея в столице был утвержден. Общее заведование делами музея принадлежало комитету музея, в состав которого вошли хранитель музея, его помощник и заведующие отделами. Кроме того, в комитете были представители от горожан и духовного ведомства.
Земское собрание утвердило смету расходов, правила пользования предметами музея частными лицами. Хранитель музея получал жалование в сумме 360 рублей в год (столько же получал учитель с 10-летним стажем). На наем квартиры выделялось 300 рублей, столько же – на пополнение музея.
Педагогический музей им. А. С. Пушкина размещался в Волковском училище. Попечитель Казанского учебного округа в сентябре 1905 г. просил Шадринскую земскую управу выслать все печатные издания музея. В годы революции и гражданской войны музей прекратил свое существование».
Панихида по Пушкину в 1837 г. в Шадринске. Главным и фактически единственным «официальным» источником информации о панихиде является статья В. П. Бирюкова «Крамольная» панихида», опубликованная в № 170 от 19 июля 1964 г. областной курганской газеты «Советское Зауралье»:
«В городе много старинных зданий, в том числе связанных с какими-либо историческими событиями. К числу этих зданий относится городской собор. Но вряд ли шадринцы знают, что в год смерти «Солнца русской поэзии» А. С. Пушкина здесь состоялась «крамольная» панихида по поэту. Узнаем мы об этом по опубликованному преданию, записанному одним из предков семьи Струве, из которой вышел советский академик В. В. Струве, видный ученый-астроном.
Предание гласит, что один из предков Струве, по фамилии Арефьев, в тридцатых годах прошлого века был городничим в г. Шадринске. Какую роль играл тогда городничий, можно судить по знаменитому «Ревизору» Гоголя. Но человек человеку рознь. Не таким, как в «Ревизоре», оказался Арефьев. Дошла до него горестная весть о смерти поэта, и городничий, большой почитатель поэзии Пушкина, распорядился, чтобы соборный протопоп всенародно отслужил по убитому поэту торжественную панихиду, а собрались бы на нее все чиновники города.
Перед началом панихиды загудел большой соборный колокол. Звуки колокола всполошили все население Шадринска. Купцы позапирали свои лавки: что-то, де, случилось важное, «не царь ли уж помер?» И потянулись в собор. Кроме протопопа панихиду служили все священники города. Словом, панихида вышла «на славу». Толков в городе было много. Толковали по-всякому…
Прошло сколько-то времени, как пермский губернатор вызывает Арефьева к себе. «Зачем это?» – думает городничий. А вот зачем: раскричался губернатор, как, мол, смел какой-то там городничий, так торжественно почитать память поэта, которого сам царь не жалует! Словом, «накачка» была жестокой, и, повесив голову, возвратился Арефьев в Шадринск.
А тут подоспела весна. На Исети начался ледоход. Каким-то людям не терпелось перебраться на другой берег, где только что начинала строиться деревня Осеева. Забыли, что с плывущим льдом шутки плохие, и стали тонуть. Наблюдать ледоход собралось на берегу много шадринцев и осеевцев. Был среди них и городничий Арефьев. Увидев, что люди тонут, кинулся им на помощь. Спасти-то других спас, а сам схватил воспаление легких и умер. И пришлось теперь шадринцам присутствовать при новой панихиде, уже по тому, кто когда-то дал распоряжение служить ее по поэту Пушкину, которого протопоп именовал в своем «поминовении» «болярином», поскольку Пушкин был дворянином».
Правда это или вымысел, никто не знает, пока не найдется первоисточник.
Так или иначе, в рамках проведения Пушкинских дней в России, сотрудники музея предлагают вам мастер-класс «Золотая рыбка», в ходе которого вы прослушаете самую известную сказку великого поэта.
#пушкин#Шадринскийкраеведческиймузей