«Сегодня 22 июня 1941 года в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…».
Так из заявления Вячеслава Молотова по радио советские граждане узнали о начале войны.
Брестская крепость приняла на себя первый удар ураганного артиллерийского огня немецко-фашистских захватчиков. Героическая оборона Бреста продолжалась свыше месяца и явилась примером легендарной доблести и отваги советских воинов.
Известны имена 11 защитников Брестской крепости – уроженцев или призывников из Челябинской области (с 1943 г. – Курганской). В живых остался только один из них – Патраков Н. К.
Пять имен погибших вынесены на плиты мемориала крепости:
– Гилёв Константин Прокопьевич (г. Шадринск)
– Уфимцев Владимир Корнилович
– Вохменцев Иван Семенович
– Вахрушев Кондратий Семенович
– Калугин Василий Кириллович
– Константин Гилев и Владимир Уфимцев погибли 22 июня 1941 года, остальные – на следующий день.
В 1968 г. при раскопках подвалов Белого дворца Брестской крепости были найдены два красноармейских медальона. В одном из них сохранилась записка. При ее исследовании эксперты смогли прочесть: «Гилёв Константин Прокопович. Курсант, уроженец РСФСР, Челябинской области, Шадринского района, г. Шадринск, ул. Парковая, 9». По этому адресу проживали родители воина – Прокопий Максимович и Апполинария Васильевна.
Текст истлевшей записки во втором медальоне прочитать
не удалось.
Белый дворец обороняла небольшая группа 75-го отдельного разведывательного батальона и бойцы других подразделений.
На месте, где были найдены останки этих двух солдат, сохранились следы горячего боя – кучи стреляных гильз и разбитый станковый пулемет.
Противник долго не мог захватить здание. Им пришлось вызвать авиацию. Бомбы пробили этажи, и здание рухнуло.
Гилёв К. П. принял смерть, до конца выполнив свой долг перед Родиной.
Константин был единственным сыном своих родителей. Уважал, нежно и трогательно любил их. Костя был работящим. Когда пошел работать в колхоз, мать велела: «Старайся. Не посрами наш род». И когда в комсомол вступал, и в армию уезжал, мать наказывала: «Костик, не посрами…».
Когда Апполинария Васильевна узнала, что на стене подвала есть надпись: «Умираем не срамя», она лишь прошептала: «Костик…».
Земляки увековечили память о герое в названии улицы, на которой жил Константин с родителями. С 1976 года улица Парковая носит имя Гилёва.
#ШадринскийКраеведческийМузей#МузейШадринск#Шадринск#ВОВ#ДеньПамятииСкорби