Проект “Знаете этот дом?”
«Зисовский квартал»
В 1950-е гг. был очень популярным и престижным жилым кварталом, образован многоквартирными 2-этажными домами, расположенными между улиц: Октябрьская, Ленина, Ст. Разина и переулком Красным (фото 1). Название своё он получил от последних букв аббревиатуры ШААЗиС (Завод имени Сталина). В конце 1940-х-начале 1950-х гг. ШААЗиС построил эти дома для своих работников. Вопрос с жильем очень остро стоял в послевоенное время, особенно это чувствовали на себе москвичи, эвакуированные вместе с заводом. Строительство этих домов позволило многим обрести пусть небольшое, но собственное благоустроенное (по тем временам) жилье.
В.Н. Иовлева – известный и уважаемый в городе краевед пишет, что на этом квартале, на бывшей Сенной площади (по другим источникам Рыбной), на месте домов ШААЗа, в Красном переулке в 1891 году была построена маленькая Князе-Владимирская церковь (в честь 900-летия принятия христианства на Руси и благоверного князя Владимира), а также была пожарная часть. Потом, когда церковь сломали, долго был пустырь. О том периоде напоминало только одно деревянное здание пожарки, на углу нынешних улиц Ст. Разина и Октябрьской, в котором в войну был клуб имени Сталина, затем школа-семилетка №14, последнее время в нем размещалось почтовое отделение. Ныне здание утрачено. В 1914 году в Князе-Владимирской церкви обручился тогда еще начинающий скульптор Иван Дмитриевич Иванов-Шадр с первой городской красавицей Ниной Ночвиной.
По воспоминаниям одного из жильцов этих домов, когда впервые ремонтировали выгребную яму, наткнулись на человеческие кости. Возможно, это останки священнослужителей церкви, раньше их принято было хоронить в церковных оградах.
Дома №130 и №132 на улице Октябрьской, построенные в 1948 году и № 157 на улице Ленина, построенный в 1950 году, выполнены в одном стиле (фото 2, 3). Их народное название – «Сталинки» (строились в период правления И.В. Сталина), для внешнего вида характерна некоторая помпезность и театральность.
Крыши домов-близнецов четырехскатные, имеют по 2 полуциркульных слуховых окна, выходящих на фасады. Особенность фасадной композиции: лепнина в виде ложных балясин под окнами первого этажа, пилястры, некоторые окна и входы декорированы сандриками. Углы фасадов зданий оформлены боссажами (фото 4).
Все три дома имеют одинаковый паспорт: многоквартирный 2-этажный жилой дом на 2 подъезда. Несущие стены – блочные, перекрытия – деревянные. Тип фундамента – ленточный. Жилых помещений – 16. Тип системы водоотведения – локальная канализация (септик).
В домах по16 квартир. В каждом подъезде – 8 квартир, по четыре на этаже (две однокомнатные, по одной – 2-х и 3-х комнатные). Почти все квартиры, кроме 1-комнатных, были коммунальными.
Другие два дома «Зисовского квартала»: №2 по переулку Красному и № 159 на улице Ленина, построены в 1953 году (фото 5). Тоже построены по одному проекту.
Паспорт этих домов: многоквартирный 2-этажный жилой дом на 2 подъезда. Несущие стены – блочные, перекрытия – деревянные. Высота потолков – 3 м. Жилых помещений –12.
В домах по12 квартир. В каждом подъезде – 6 квартир, по три на этаже (две квартиры 2-комнатные, одна – 3-х комнатная).
Эти дома отличались от первых менее изысканным фасадом: сложной формы крыша образует большой чердак. Архитектурные элементы – эркеры, балконы. Центр фасада венчает треугольный фронтон с круглым слуховым окном.
«Зисовский квартал» по периметру был обнесен оградой и имел общий двор. Сегодня лишь местами сохранились фрагменты ограды: бетонные столбики и решетка с кованными элементами (фото 6).
Своими воспоминаниями поделился мужчина, который в середине 1970-х гг. был ребенком. В те годы его бабушка – работница ШААЗа, получила квартиру в доме №132. В детстве он слышал рассказы жильцов о том, что дома эти строили немецкие военнопленные.
Отопление в домах изначально было печное. Печи – напоминание о былом, так и стоят, только уже в качестве декорации и вентиляционных каналов. Позже дома стали отапливаться от кочегарки, устроенной в подвале дома по переулку Красному, 2, рядом располагался люк угольной ямы (фото 7). В квартирах, видимо, было недостаточно тепло, поэтому пользовались буржуйками. Спустя какое-то время дома подключили к центральному отоплению.
Изначально в каждой квартире была бытовка, которую жильцы 1-комнатных квартир приспособили под туалет, поставили раковины. А хозяева 2 и 3-х комнатных квартир смогли позволить себе ванну и дровяные титаны, на смену которым позже пришли водяные нагреватели.
В ограде располагались дровяники, для каждой квартиры – свой. Лет 10 назад дровяники горели. На их месте построили гаражи.
Летними вечерами во дворе было шумно. Напротив дома №132 стоял столик с лавочками вокруг. Старшие играли в домино. Желающих «забить козла» было много, поэтому делились на команды, играли по очереди. Детвора гоняла собак. Толпа пацанов от 9 до 13 лет устраивала гонки на велосипедах. Младшие угоняли и прятались, а старшие колесили по району, искали и собирали их. В центре двора натягивали сетку, играли в волейбол. Для маленьких детей были предусмотрены песочницы.
Зимой устанавливали деревянную горку, хоккейный корт с железными воротами. Корт тогда не заливали, сами мальчишки огребали его, кто пихлом, кто клюшкой. Шайбу использовали редко – она больно ударяла и терялась в снегу, в хоккей играли маленьким плетеным мячиком (такие продавались в «Спорттоварах»). Вечером над одним из подъездов включали прожектор. Ребятня с упоением допоздна носились по корту. Загнать таких сорванцов домой было большой проблемой. Но одежда предательски промокала, и тогда родители имели счастье переодеть и накормить своих чад. А ещё дети любили ползать по крышам дровяников и прыгать с них в сугробы.
По воспоминаниям жильцов во дворе было две голубятни: одна на крыше дровяника дома №130, другая – в центре двора, на её месте потом соорудили столик со скамейкой.
Всплеск интереса к разведению голубей в России пошел из «мест не столь отдаленных». В 1930-е гг. много людей были репрессированы и «мотали срок по лагерям», а в послевоенные годы в городах было зафиксировано повышение уровня преступности, тюрьмы оказались переполненными. Заключенные приручали голубей для связи с волей, да и просто так, как отрада для души: «Голуби летят над нашей зоной, голубям нигде преграды нет, как бы мне хотелось с голубями, на родную землю улететь…». В начале 1950-х случилась амнистия, люди стали возвращаться домой. А вместе с ними на волю «вышло» и их увлечение. С тех пор мода на голубей держалась несколько десятилетий.
На сегодняшний день «Зисовскому кварталу» больше 70 лет, и он уже часть истории Шадринска.