Все, кто сталкивался с вопросом передачи предметов в музейный фонд, знают, что сотрудники музея просят не чистить и не приводить в порядок будущие экспонаты самостоятельно. Дело в том, что чем солиднее возраст предмета, тем сильнее он подвержен изменениям при контакте с чистящими средствами и разрушению при физическом воздействии. У сотрудников музея большой опыт в подготовке таких экземпляров для принятия их в музейный фонд. Давайте посмотрим на конкретном примере, как это происходит.
Не так давно музей получил в дар очень интересный предмет – подшивку журналов Der Adler за 1939 год. Интересный экспонат… но в очень неприглядном виде.
На фото видно, что большая часть страниц вырвана из переплёта, имеют потрепанные, разорванные края и расположены в хаотичном порядке, не соответствующем выпускам журналов и номерам страниц.
Первоочередной задачей в данном случае было восстановление порядка номеров журналов в подшивке и соблюдение нумерации страниц внутри них. Сориентироваться во фрагментах страниц иностранного издания не так-то легко!
Далее – очистка страниц от загрязнений и, параллельно, обработка специальным составом от плесени и грибков. На фото видно, как меняется цвет ватного диска после таких манипуляций.
Нужно отметить, что обработка от плесени – обязательное условие для принимаемых документов на бумажной основе, так как зачастую предыдущие условия хранения отличались от музейных. Перепад температур и влажности может стать катализатором появления и распространения плесени на вновь принятых предметах, а так же её переходу на другие предметы.
Процесс приведения листов в порядок можно увидеть на фото ниже: слева – выпрямленные, почищенные и обработанные от плесени, справа – страницы без каких-либо воздействий. Выпрямление листов – процесс долгий и кропотливый. Каждый загиб с многократными разрывами и заломами бумаги придает ветхий вид странице и всему изданию в целом, поэтому каждую страницу расправляют и кладут под пресс. Удобно совмещать обработку страницы составом от плесени и её выпрямление, поскольку на слегка увлажненной бумаге заломы расправляются легче и после воздействия пресса остаются расправленными при правильном хранении.
Вот и результат.
Очень часто на предметах встречаются следы деятельности насекомых. Это может быть частичное поедание насекомыми фрагментов, загрязнение предмета продуктами жизнедеятельности и даже откладывание личинок и куколок (особенно в толстых книгах и подшивках). На фото ниже четко видны следы от куколки какого-то насекомого. Такие места тщательно зачищаются и обрабатываются. Кроме того необходимо с особым вниманием проверить переплет, так как там могут сохраниться живые куколки и личинки, которые, при попадании в хранилище, способны испортить не только этот предмет, но и уничтожить многие другие.
Эти стадии очистки проходят вся страницы издания. Таким образом, процесс подготовки новых экспонатов весьма длительный по времени и кропотливый, требующий внимательности, осторожности и аккуратности от сотрудника. Зато результат радует не только музейных хранителей, но и посетителей музея.