«По страницам книги В.Н. Иовлевой «Шадринские улицы»
Ул. Розы Люксембург 1
На Церковную площадь выходили следующие здания: дом купчихи Леденцовой (вечерняя школа №7), три дома напротив школы — бывшее Монастырское подворье, и дом ул. Люксембург, 2 — Курдюковых, рыбников.
Двухэтажный с балконом каменный дом имел большой сад до угла ул. Маркса (я помню сирень, дуб, серебристый тополь), разбитый в 1870 году садоводом М. Ф. Кельдюшевым, основателем Городского сада. Сейчас на месте сада пристрой к зданию школы.
В этом доме одно время жила семья заведующего земской больницы хирурга А. А. Тимофеева, который в 1904 году уходил добровольцем на русско-японскую войну. При нем был оборудован первый рентгеновский кабинет, монтировал его Владислав Пашкевич.
У Тимофеева были сыновья, Борис и Вадим, и дочь Вера. Борис Александрович Тимофеев (1882-1920) — писатель, ученик М. Горького, написал о Шадринске повесть «Сухие сучки», где Шадринск назван Асеевом (ср. Осеева — Асеев). Напечатана повесть в 1940 году в челябинском литературном альманахе «Стихи и проза». Считается, что Тимофеевы жили в доме Протопопова (ул. Люксембург, 20) на углу ул. Советской. Но они жили также и в этом доме Леденцовой.
Сюда ходила в гости, к семье друга своего отца, Т. П. Аргентовская. И мне думается, что в этом доме писалась повесть «Сухие сучки». Там есть описание ненастной глухой ночи с тоскливым завыванием ветра. И подчеркивается, что дом находился на окраине города. Сама повесть навевает безрадостное настроение, она безотрадна.
В этом доме была церковно-приходская школа от Николаевской церкви и при ней публичная библиотека с 1907 года. Здесь училась моя мама. Учеников тогда часто переводили из школы в школу — в послереволюционные годы школы были заняты воинскими частями. В 1943 году я тоже записалась сюда сама в первый класс школы №5 и прошла одногодичный «ликбез» (со второго класса я пошла в школу №9).
#ШадринскийКраеведческийМузей#Шадринск