Рубрика «Легенды музея» познакомит вас с наиболее интересными и редкими экспонатами нашего музея, даст их подробное описание, расскажет истории их приобретения, поведает музейные легенды, связанные с некоторыми экспонатами.
![]() |
"Дорогой”, “золотой Иван Иваныч”, “семейный очаг” — так на Руси величали самовар. Известны самовары с XVII века. Они пришли к нам из Англии и сначала "жили” только в богатых дворянских домах, потому что были очень дорогими. Украшали самовары серебром, наносили на корпус разнообразные узоры и придавали сложные, причудливые кружевные формы кранам, ручкам, шляпкам. Были прямоугольные, которые можно упаковывать в дорожные сундучки. Самовары-гиганты вмещали несколько вёдер воды, а “малыши” всего один стакан — таким дали имя “эгоист”. Были самовары “на каждый день” и парадные. Представленный экспонат относится к парадным. Он имеет вид раскрытого цветка из 12 листьев. На крышке 2 медали и фабричная марка. Высота самовара – 46 см. |
![]() |
Среди коллекций Шадринского краеведческого музея достойное место занимает большая коллекция часов. Имеются в ней настольные часы начала XX века. Они принадлежали купцу второй гильдии Алексею Александровичу Лещеву. Этот человек способствовал проведению железной дороги в Шадринск. Экспонат интересен и как произведение искусства, и как вещь с богатой историей. Это часы в фарфоровой оправе с медными украшениями, выполненные в стиле модерн. Они имеют дарственную надпись: «А.А.Лещеву от Н.В. Иванова на память о 20 марта 1903 года». Что же произошло в этот день? Из «Журналов Шадринской городской думы…» нам удалось узнать, что «…г.г. Прозоров и Лещев приглашаются прибыть в С. Петербург к 20 марта с.г. для участия в разсмотрении Коммиссиею о новых железных дорогах вопроса о линиях, представляющих наивыгоднейший выход сибирским грузам на Северную магистраль…». Вопрос о проведении железной дороги в Шадринске, как нам известно, решился положительно. В память об этом знаменательном событии, в благодарность за хлопоты, и были вручены часы А.А.Лещеву. |
![]() |
Мелкий по размеру гусь, длина около 45 см, вес примерно 1 кг. Отличается короткой шеей, быстрыми движениями и яркой окраской. Окраска черная, по бокам головы по большому рыжему пятну, окруженному широкой белой каймой. Занесена в Красную книгу. Интересно, что обитают казарки по высоким береговым обрывам рек. Непременным условием для гнездования казарки является расположение по близости гнезда хищника: сокола или канюка. Выгода соседства с сильными пернатыми хищниками очевидна: защищая свое гнездо от разорителей, они дают защиту и казаркам. Чучело этой птицы – реликтовый уникальный экспонат из фондов Научного Хранилища. |
![]() |
В Шадринском краеведческом музее хранится редкая коллекция конфетных оберток рубежа XIX – XX вв. (до 1917 года), основу ее составили обертки, собранные В.П.Бирюковым. Коллекция различна по художественному уровню. Оформление основано на неповторимости: здесь и упрощенные и высокохудожественные композиции, отражающие стили от неоклассического до модерна. В оформлении романтические и исторические сюжеты чередуются с бытовыми и природными. |
![]() |
Картина является одной из ранних работ Ф.А. Бронникова. Художник, находясь в Италии, изучал историю Древнего Рима. На него сильное впечатление произвел Колизей - место проведения увеселительных зрелищ римлян, на арене которого когда-то происходили сражения гладиаторов - рабов осужденных на смерть. Все свои чувства, переживания о тех далеких событиях в Древнем Риме художник отразил в своем эскизе. Он изобразил двух гладиаторов на арене, один из которых лежит на песке, пытаясь приподняться, но силы его покидают. В другом эскизе в последние минуты жизни перед его взглядом проносятся родные лица его жены и престарелых родителей. Победитель же ликует, обратившись к трибунам, и ждет приговора. Именно зрители решали дальнейшую судьбу побежденного – оставить ему жизнь или нет. Большой палец руки, опущенный вниз, означал, что жертва должна умереть. У знаменитого русского поэта М.Ю. Лермонтова есть одноимённое стихотворение, в котором он описывает исход сражения гладиаторов. Вероятно, в основу картины мог лечь и сюжет этого стихотворения. |
Ликует буйный Рим... торжественно гремит Рукоплесканьями широкая арена: А он — пронзенный в грудь, — безмолвно он лежит, Во прахе и крови скользят его колена... И молит жалости напрасно мутный взор: Надменный временщик и льстец его сенатор Венчают похвалой победу и позор... Что знатным и толпе сраженный гладиатор? Он презрен и забыт... освистанный актер. И кровь его течет — последние мгновенья Мелькают, — близок час... Вот луч воображенья Сверкнул в его душе... Пред ним шумит Дунай... И родина цветет... свободный жизни край; Он видит круг семьи, оставленный для брани, Отца, простершего немеющие длани, Зовущего к себе опору дряхлых дней... Детей играющих — возлюбленных детей. Все ждут его назад с добычею и славой... Напрасно — жалкий раб, — он пал, как зверь лесной, Бесчувственной толпы минутною забавой... Прости, развратный Рим, — прости, о край родной. Не так ли ты, о европейский мир, Когда-то пламенных мечтателей кумир, К могиле клонишься бесславной головою, Измученный в борьбе сомнений и страстей, Без веры, без надежд — игралище детей, Осмеянный ликующей толпою! И пред кончиною ты взоры обратил С глубоким вздохом сожаленья На юность светлую, исполненную сил, Которую давно для язвы просвещенья, Для гордой роскоши беспечно ты забыл: Стараясь заглушить последние страданья, Ты жадно слушаешь и песни старины, И рыцарских времен волшебные преданья — Насмешливых льстецов несбыточные сны.