Семейная реликвия
С 2016 года в Шадринском краеведческом музее проводится традиционная городская краеведческая конференция детских исследовательских проектов “Семейная реликвия”. По итогам конференции в День города участникам-юным краеведам присвается звание “Юный шадринец”.
Семейная реликвия 2016 г.
Семейная реликвия 2017 г.
Семейная реликвия 2018 г.
Семейная реликвия 2019 г.
- «Дорогой подарок» – Швейная машинка «Зингер».
В семье учащейся краеведческого клуба «Мы – шадринцы» при ДДЮ Ритм Засыпкиной Валерии одной из семейных реликвий является швейная машинка «Зингер».
Два квартала по улице Комсомольской (бывшей Торговой) занимали торговые ряды с казенными магазинами и магазинами иностранных фирм. Угловую часть здания спортивного манежа занимал магазин швейных машин американской фирмы «Зингер», называвшейся «Депо швейных машин». Продавая швейные машины, представители фирмы обучали шить и вышивать на машинке, помогали освоить все операции.
Именно такую швейную машинку Петр Моисеевич преподнес молодой жене Клавдии Андреевне Турчаниновой. Сколько было радости! Молодая жена давно уже умела шить и до замужества «обшивала» сначала братьев и сестер, мать и отца, а после и новую семью.
«Служила» она и в годы войны своей хозяйке: приносила маленький доход в семью. Да и сейчас эта швейная машинка может выполнять свою прямую функцию – шить постельное белье, чехлы и многое другое.
- «Бабушкин сундук».
Из всех предметов, которые бережно хранит Любовь Васильевна Охапкина, бабушка ученицы 1 класса гимназии №9 Бахтеевой Полины, особо выделяется сундук.
Вплоть до XIX века сундук стоял во главе всей домашней мебели. Поэтому сундучный промысел был хорошо развит. К деревянному сундуку на Руси было особое отношение, он широко использовался и имел особое значение. О нем слагали пословицы, люди верили в приметы, связанные с сундуком. Например: «Полный сундук – достаток в доме», «Невеста в колыбельку, приданое в коробейку».
Самый главный критерий, по которому выбирали сундук – это его прочность. «Бабушкиному сундуку» более 130 лет, он предавался из поколения в поколение. По форме он напоминает прямоугольный ящик из тоненьких досок, стенки которого обиты металлическими полосами, образующими клеточки. К боковым стенкам прикреплены металлические скобы-ручки. Сверху – крышка на петлях. На передней стенке – врезной замок, который открывается большим ключом. При повороте ключа звучит музыка.
Сейчас хозяйка сундука хранит в нем вещи, давно ушедшие в прошлое: «выбитые занавески», скатерти, старинные документы, то есть все то, что напоминает о предках.
- «Бабушкина икона»
Незадолго до революции 1905-1907 года в семье ученика 2 класса школы №10 Сажаева Егора появилась простая деревянная икона с ликом Иоанна Крестителя. Эту икону подарили прабабушке Устинье, когда она выходила замуж за прадедушку Ивана в село Батурино. С тех пор икона передается старшей женщине в роду.
В центре иконы расположен лик Иоанна Крестителя, который объединяет четыре библейских сюжета. На окантовке иконы расположены изображения четырех святых: слева – Модеста и Николая, справа – Власия и Евдокии. На обратной стороне можно различить практически стершиеся от времени надписи, некоторые буквы написаны на старославянском языке. Предположительно, там указано фамилия, имя и отчество женщины, для которой предназначалась икона, а так же ее место жительства. Начертаны имена святых, изображенных на ней.
Сейчас икона хранится у мамы Егора – Юлии Михайловны.
- «Бери, да помни»
Ученика 4 класса школы №4 Гаджиева Арсения мама и бабушка Татьяна Клементьевна научили играть в игру «Бери, да помни!». Татьяну Клементьевну, ее сродного брата Бориса и младшую сестру Любу научила играть их бабушка. То есть эта игра семье Арсения знакома очень давно.
Маленькая куриная косточка, похожая на вилку с двумя зубцами, – неотъемлемый атрибут игры «Бери, да помни». Эту косточку называют «вилочка» или «ельчик». Поэтому второе её название – «Елец-молодец».
Эту косточку два игрока, взявшись за кончики, разламывают пополам, предварительно договорившись, на что будут играть. Игра начинается с того момента, как косточка разломилась. С этой секунды любой предмет, полученный игроком от игрока должен сопровождаться словами: «Беру, да помню». Если игрок забывал сказать эти слова, то он проиграл. В этом случае выигравший должен крикнуть: «Бери, да помни!» или «Ельчик!». Игра могла длиться несколько дней или даже недель.
Сегодня эта игра практически забыта. А ведь она развивала внимание, реакцию, сметливость. Помогала людям сблизиться, быть внимательными друг к другу. Хотелось бы, чтобы эта игра вновь стала популярной и оставляла в памяти воспоминания о чудесных моментах, проведенных рядом с близкими.
Семейная реликвия 2021 г.
Антропова Екатерина, ученица ЦРНК “Лад”. Исследовательский проект “Женская помощница – прялка”.
Номинация: “Вещь, принадлежавшая предкам”
Бологов Матвей, 3в класс школы №10 Исследовательский проект “Стакан из Германии”
Номинация: “Вещь, принадлежавшая предкам”
Гаврилов Тимофей, 3б класс школы №4. Исследовательский проект “Судьбы родимый уголок”. Номинация: “Вещь, принадлежавшая предку”
Кичигин Пётр, 2б класс школы №10. Исследовательский проект “Игры и игрушки моих родственников”. Номинация: “Игры и игрушки моих предков”
Комарова Ксения, 5а класс школы-интернат № 12. Исследовательский проект “Семейная реликвия.Письмо с фронта”. Номинация: “Вещь, принадлежавшая предкам”
Нестеров Евгений, 4б класс школы №4. Исследовательский проект “Как зимой цветы расцветали”. Номинация: Вещь, изготовленная предками”
Огаров Илья, 5а класс школы№13. Исследовательский проект “Перед иконою лампада – свет для души, для глаз отрада”. Номинация: “Вещь принадлежавшая/ изготовленная предками”
Патракеева Ирина, 1г класс школы №20. Исследовательский проект “Жизненная нить поколений”. Номинация: “Вещь, изготовленная предками
Никитина Екатерина, 5а класс школы №8. Исследовательский проект “Медаль моего прадеда”. Номинация: “Вещь, принадлежавшая предкам”
Степных Евгений, 1б класс школы№8. Исследовательский проект “Военные награды прадедушки – наша семейная реликвия” Номинация: “Вещь, принадлежавшая предкам”
Суханов Владимир, ученик 4а класса лицея №1. Исследовательский проект “Многоликая ложка”. Номинация: “Вещь, принадлежавшая предкам”
Сычёв Роман, 4в класс школы №4. Исследовательский проект “Фотография из семейного альбома”. Номинация: “Фотография с историей”
Шилова Елизавета, 4б класс школы №4. Исследовательский проект “Волшебный сундучок”. Номинация: “Вещь, изготовленная предком”