Основные понятия
Музей – средство социализации личности, воспитания целостного отношения к окружающему миру.
Музейная деятельность – теория и методика использования музейных предметов в просветительских и воспитательных целях.
Гуманизация образования – создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом – средой. (Создание условий, когда ребенок сам хочет узнавать новое).
Личностно-ориентированный подход – это такой подход, при котором внимание уделяется целостности личности, развитию не только интеллекта и гражданскому чувству ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
Интерактивность в условиях музея – метод, дающий возможность посетителю и музейному работнику включиться в продуктивный диалог с музейной средой.
Пояснительная записка
В соответствии с Положением «Об организации музейного дела в муниципальном образовании – город Шадринск» Шадринский краеведческий музей осуществляет экскурсионно-лекционное обслуживание и культурно-образовательную деятельность.
Комплексная экскурсионно-лекционная образовательная программа «По страницам истории Шадринска» рассчитана на работу с организованными группами учащихся 5-11 классов.
Программа разработана на основе музейных фондов и действующих экспозиций с использованием инновационных форм и современных методов музейной педагогики.
Содержание программы разделено по 7 тематическим комплексам: «Что такое музей?», «Природа Зауралья», «Люди, прославившие город», «Читай-город», «Военные конфликты ХХ века», «Отовсюду обо всём», «От Юшки Соловья до …».
Формы проведения: экскурсионные, лекционные, экскурсионно-лекционные.
Программа является перспективной. В дальнейшем планируется расширение тематики и форм проведения мероприятий.
Актуальность музейной программы состоит в необходимости тесного взаимодействия образовательных учреждений и краеведческого музея в сфере просвещения подрастающего поколения в вопросах истории родного края.
Краеведение как средство патриотического воспитания призвано прививать любовь к своей малой и большой Родине, и оказывать значительную помощь педагогам при достижении образовательных и воспитательных задач.
Особенностью мероприятий, проводимых в музее, является чувственно-эмоциональный подход при непосредственном знакомстве с историей родного края: при возможности познакомиться с подлинными предметами, интерес ребёнка закрепляется и эмоциональным ощущением.
Музейный предмет и музейная среда важны не только потому, что являются источником нового знания, но прежде всего потому, что способны вызвать эмоционально–ценностную, эстетическую реакцию, которая значима для формирующейся личности сама по себе. Современные музеи перестраивают свою работу на личностно-ориентированный подход. Именно поэтому музей – незаменимый союзник школы в процессе гуманитаризации образования. Цель взаимной работы музейного и школьного педагогов: интерес эмоциональный перевести в интерес познавательный, побудить ребёнка расширить новые знания и за пределами музея.
При реализации программы возникают межпредметные связи с историей, археологией, этнографией, генеалогией, литературой, культурологией и другими научными дисциплинами.
Музей в работе с детской аудиторией большое внимание уделяет активизации процесса восприятия музейного материала с применением интерактивных методик. Важным аспектом является сотрудничество с педагогами образовательных учреждений для реализации интерактива за пределами музея.
Краеведческий музей предполагает комплексное изучение родного края, является одним из исследовательских центров по сохранению, возрождению и развитию местных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Совместная деятельность музея с образовательными учреждениями по воспитанию, обучению и развитию подрастающего поколения на основе активного использования историко-культурного наследия является одним из приоритетных направлений работы Шадринского краеведческого музея им. В.П. Бирюкова.
Цель программы – создать условия для формирования устойчивого интереса к изучению истории края посредством организации музейно – педагогической деятельности.
Образовательные:
– знакомить детей с прошлым Шадринского края, его историей, культурой, обычаями коренного населения,
– расширять общий кругозор учащихся,
– формировать понятие о музее, как источнике пополнения своих знаний.
Развивающие:
– создавать условия для развития исторического сознания,
– создавать условия для развития аналитических способностей учащихся: анализа, сопоставления, сравнения, обобщения,
– содействовать развитию логического мышления и памяти,
– развивать способность эмоционально-целостного восприятия произведений искусства, умения творческой деятельности,
– развивать умение применять полученные знания.
Воспитательные:
– формировать интерес к истории малой Родины, патриотические чувства,
– формировать нравственные и эстетические чувства: любовь к природе, своему народу, традициям родного края, эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений искусства,
– формировать осознание малой Родины, как части России,
– формировать бережное отношение к музейному предмету как составляющей материальной и духовной культуры.
– развивать коммуникативные навыки, культуру общения в коллективе.
Предполагаемый результат:
– сформированный устойчивый интерес ребёнка к получению новых знаний об истории Шадринского края, как отражении истории Отечества,
– тесное взаимодействие музея и образовательных учреждений.
Условия для успешной реализации программы
– наличие фонда музейных предметов;
– наличие помещения для экскурсий и занятий;
– наличие специального экскурсионного обслуживания;
– наличие возможности работать с компьютером, с выходом в Интернет; сканером, принтером, мультимедийным проектором;
– обеспечение методической литературой, литературой по музейной и краеведческой тематике;
– наличие видеотеки;
– пропаганда музейно-краеведческой деятельности;
– создание со стороны администрации образовательного учреждения, общественности атмосферу заинтересованности и значимости реализации Программы.
Методическое обеспечение программы.
Программа ориентирована на возрастную специфику детей среднего и старшего школьного возраста. Экскурсии, дидактические игры, диалог – формы, наиболее отвечающие психологическим особенностям данного возраста.
Занятия носят ознакомительный характер и направлены на то, чтобы увлечь детей историей родного края. Интересные, эмоциональные занятия с элементом развлекательности – одно из главных условий успеха реализации программы. Известно, что чрезмерная серьёзность курса, снижает интерес детей к изучаемому материалу.
Экскурсия – это специфическое учебно-воспитательное занятие, форма образовательной (просветительской) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений. Любая экскурсия даёт человеку знания, т.е. она является частью процесса образования. Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на сознание экскурсантов. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.
Преимущества музейной экскурсии перед другими образовательными формами в том, что объекты восприятия являются подлинниками, а их диапазон очень широк – от природного памятника до произведения искусства. Они обладают большим познавательным потенциалом, являясь отражением процессов развития природы и цивилизации, конкретной эпохи, судьбы автора или целого народа. Соприкосновение с подлинником учит понимать и чувствовать окружающий мир, оценивать творческие возможности человека, то есть приобщает к знаниям и основам культуры.
По популярности и педагогической эффективности традиционная экскурсия остаётся самой демократичной формой музейного обучения.
Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. Элементы дидактической игры делают экскурсию более лёгкой, занимательной: та или иная умственная задача, заключённая в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.
Такая форма образовательной деятельности как музейная лекция предусматривает изучение материала в тесной связи с музейными коллекциями или музейными предметами. При этом музейный предмет выступает как иллюстрация к полученным знаниям. Даже если не демонстрируется сам предмет, то чтение лекции обязательно иллюстрируется показом копий, фотографий, слайдов и т.д. Современная музейная лекция – это лекция мультимедийная.
Включение в Программу конкурсов, викторин, мастер-классов и иных интерактивных форм работы является перспективным направлением.
Название комплекса | Классы | Рекомендации по планированию мероприятий | Содержание мероприятий | ||
Экскурсионный образовательный комплекс
«Что такое музей?»
|
5-11
|
1. Обзорная экскурсия в форме игры-путешествия «100 загадок музея».
2. Обзорная экскурсия по музею.
|
Поиск ответов, сравнение с оригиналом;
краткий обзор выставок и экспозиций. |
||
Лекционно-экскурсионный образовательный комплекс
«От Юшки Соловья до …»
|
5-11 | 1. Экскурсия «История Шадринска от основания до заката Империи».
|
Тематическая экскурсия по истории Шадринска с момента основания до свержения самодержавия. | ||
7-11 | 2. Мультимедийная лекция Православная жизнь Шадринска. | Мультимедийное лекционное занятие об утраченных и сохранившихся церквях города. | |||
Лекционно-экскурсионный образовательный комплекс
«Природа Зауралья» |
5-11 | 1. Экскурсия «Животный мир Курганской области» (обзор диорамы млекопитающих и орнитологии).
2. Экскурсия «Млекопитающие Зауралья». 3. Экскурсия «Сезонные изменения в жизни птиц». 4. Экскурсия «Птицы Курганской области». 5. Экскурсия «Разнообразие птичьих гнёзд». (по предварительной заявке).
|
Рассказ о животном мире Курганской области, использование аудиозаписей, видеороликов и презентаций (по предварительной договорённости), использование игровых моментов во время экскурсии. | ||
Лекционно-экскурсионный образовательный комплекс
«Люди, прославившие город» |
5 | 1. Интерактивное занятие «Я – художник» (с июня 2018).
2. Экскурсия «О Ванечке Иванове».
|
Знакомство с основными жанрами и стилями изобразительного искусства на примере картин Ф.А. Бронникова, с интерактивным элементом.
Экскурсия с определением понятия «скульптура», знакомство с жанрами скульптуры на примере скульптур И.Д. Шадра. |
||
6-11 | 1. Экскурсия «Скульптор И. Д. Шадр».
2. Экскурсия «Профессор исторической живописи Ф.А. Бронников». |
Тематические экскурсии по залам, знакомство с жизнью и творчеством. | |||
7-11 | 1. Мультимедийная лекция «Были и легенды купцов Фетисовых».
2. Мультимедийная лекция «Отцы и благодетели: А.А.” Лещёв». 3. Мультимедийная лекция «Основатель Шадринского Научного Хранилища В.П. Бирюков». 4. Мультимедийная лекция «Роспись российских и европейских церквей Ф.А. Бронниковым». 5. Экскурсия с показом слайдов «Италия Фёдора Бронникова». |
Мультимедийные лекционные занятия о знаменитых людях, внёсших вклад в развитие города; обращение к экспозициям музея. | |||
Лекционно-экскурсионный образовательный комплекс
«Военные конфликты XX века»
|
5-11 | 1. Экскурсия «Эхо революции и гражданская война в Шадринске».
2. Интерактивное занятие «Письма с фронта». 3. Мультимедийная лекция «Мы помним…». Обелиски. 4. Мультимедийная лекция «Четвероногие и пернатые солдаты». Как животные воевали за Победу. 5. Мультимедийная лекция «День памяти неизвестного солдата». |
Определение понятий «революция», «красные» и «белые», рассказ о событиях периода 1917-1919 годов без принятия какой-либо стороны; лекционные занятия на темы Великой Отечественной войны, интерактивный элемент. | ||
11 | 6. Мультимедийная лекция «Завоевать и уничтожить». Геноцид.
|
||||
Лекционный образовательный комплекс
«Читай-город» |
5-11 | 1. Интерактивное занятие «Славянская письменность и Редкая книга».
2. Мультимедийная лекция «Шадринский гусь». 3. Мультимедийная лекция «Шадринск в художественной литературе» (по творчеству Е.А. Фёдорова, Д.Н. Мамин-Сибиряка).
|
Мультимедийные лекционные занятия о письменности, образе Шадринска в литературе, писателях, связанных с Шадринском; обращение к экспозициям музея, интерактивный элемент. | ||
Лекционно-экскурсионный образовательный комплекс
«Отовсюду обо всём»
|
5 -11 | 1. Мультимедийная лекция «Каслинское литье». | Мультимедийное лекционное занятия о Каслинском литье |
Литература (краеведение):
– Альманах «Тобольск и вся Сибирь. Шадринск. Книга XVII» – Тобольск. Издательский отдел общественного благотворительного фонда«Возрождение Тобольска», 2012
– Беловинский А.В. «История русской материальной культуры» Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 1995
– Борисов С.Б. Шадринская энциклопедия. Том I, II / под ред. В.Н. Иовлевой, А.В. Плотниковой – Шадринск, Издательство Шадринского пединститута, 2013
– Гаев И. «Люди и факты в истории Шадринского народного образования».
– Дудко А. «Иван Дмитриевич Шадр», – Изд-во Челябинск, 1969.
– Елфимов Ю.Н. – Каслинские мастера, Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1977
– «Живая быль – живая боль»/ П.В. Суровцев – Шадринск: ПО «Исеть», 1995
– «Забытые имена. Русская живопись XIX века», Изд-во Белый город, 2005.
– «Земля курганская: прошлое и настоящее. Писатели и учёные Зауралья»/ Краеведческий сборник. Выпуск 7 – ПО «Исеть», 1994
– Зуева М.И. Избранные статьи по краеведению и искусствоведению. Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2011.
– Зуева М.И. Архитектура Шадринска. Шадринск, «Исеть», 1994.
– Зырянов А.Н. «Промыслы в Шадринском уезде» Ч.2 – Шадринск, 1997
– «Итальянский миф Фёдора Бронникова», журнал «пинакотека», № 16-17.
– История письма в средние века. О.А. Добиаш-Рождественская. – Москва, «Книга», 1987.
– «История Шадринска глазами архивиста»/ Бякова Л.А. – Шадринск: Издание Шадринского общества краеведов, 2014
– Калистратова А.В. Архитектура Шадринска. Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 2003.
– Колчина Е.С. Калашникова Л.В. Культурное наследие (памятники истории и культуры г. Шадринска. Шумиха: ОГУП «Шумихинская межрайонная типография», 2012.
– Косюк Н.С. История местного самоуправления в России и в Шадринске. Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати, 2012.
– Кошкаров Д. А. Представительная власть в Зауралье: история и современность. Челябинск: Авто Граф, 2009.
– Миненко Н.А., Федоров С.В. «город на Исети: страницы Шадринской летописи» – Шадринск, 1997
– Мурзин А.Н. «Приисетье в пространстве и времени». – Шадринск: ОГУП «Шадринский до Печати» Каргапольский филиал, 2012
– «На службе Отечеству»/ Жуков М.А., Волобуев С.А. – Екатеринбург, 2003.
– Осинцев Л.П. Исторические памятники Шадринска. Челябинск, Южно-Уральское издательство, 1968
– Очерки истории Шадринска – г. Шадринск, редакционно-издательский отдел производственного объединения «Исеть», 1993
– Пашков А.А. «Зауральское Приисетье – земля Шадринская (до февраля 1917)» – Шадринск: Изд-вл ОГУП «Шадринский дом Печати», 2011
– Седова М., Пешкова И. «Музыка, застывшая в металле» – Екб: Издательство ООО «Корпорация «Левг», 2002
– Слукин В.М. “Тайны Уральских Подземелий: легенды, реальность, поиск” – Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2005
– «Ф.А. Бронников», Курган, 1987.
– «Хозяйство и быт русских крестьян. Памятники материальной культуры». – Издательство «Советская Россия», М., 1959
– «Шадринск военной поры. Книга первая»/ Сост. и отв. Ред. С.Б. Борисов. – Шадринск. Издательство Шадринского пединститута, 1995
– «Шадринск военной поры. Книга вторая»/ Сост. и отв. Ред. С.Б. Борисов. – Шадринск. Издательство Шадринского пединститута, 1995
– Шадринск военной поры. Книга третья/ Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 2005
– «Шадринцы – Герои Советского Союза»/ М.Ф. Колосвский– Южно-уральское книжное издательство, 1965
– «Шадринский государственный архив. К 90-летию со дня основания (1918-2008)/ Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008.
– «Шадр. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания о скульпторе», Сост. О.Воронова, Изд-во Изобразительное искусство, 1978.
– «Шадринская пора 1942-1948»/ В.П. Пузырев – Шадринск: ПО «Исеть», 1999.
– «Шадринская старина» 1998/Краеведческий альманах. – Шадринск: Издательство пединститута, 1998.
– «Шадринская старина» 1999/Краеведческий альманах. Выпуск 7. – Шадринск: Издательство пединститута, 1999.
– «Шадринская старина» 2001/Краеведческий альманах. – Шадринск: Издательство пединститута, 2001.
– «Шадринская старина» 2012/Краеведческий альманах. Выпуск 20. – Шадринск: Издательство пединститута, 2012.
Литература (музееведение):
– Амерханова Н. Э., Матвеева О. В. Гуманизация образовательного процесса [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015.
– Бойко А.Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности: Учебное пособие. – СПб., 2007.
– Ванслова Е.Г. Музей и школа. М.: Просвещение, 1985.
– И.М.Коссова, Е.Б.Медведева Отечественное музейное дело в русле международных тенденций/ Музей для всех. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика». Кафедра музейного дела. Вып. 4., составитель – И.М.Коссова, АПРИКТ, 2003
– Культурно-образовательная деятельность музеев : Сб. тр. творч. лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела / Под науч. ред. Е. К- Дмитриевой, И. М. Коссовой. М., 1997.
– «Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий» М., 2001, «Музееведение».
– Медведева Е.Б. О значении термина «музейная педагогика» в теории и практике современной деятельности российских музеев // Музей. Образование. Культура: Процессы интеграции. М., 1999.
– Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научнаядисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. тр. творч. лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. М., 1997.
– Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: Теория, методика, практика. М., 1989.
– Музейная педагогика: Междисциплинарные диалоги: Первая тетрадь. СПб.:Специальная литература, 1998.
– Музейно-педагогическая программа «ЗДРАВСТВУЙ, МУЗЕЙ». Разработана под руководством Столярова Б.А. Санкт-Петербург 2009 г.
– Предметный мир культуры: Музейно-экскурсионная программа для начальной школы / Группа «Музей и образование»: Макарова Н.Г., Медведева Е.Б., Минина СБ., Юхневич М.Ю. М., 1994.